Все мы любим бывать на природе. Естественно, по возвращении домой хочется со всеми поделиться впечатлениями. А ещё больше хочется как-то сохранить эмоции, воспоминания - именно по этой причине я стал фотографировать. Кто-то открывает вино и, смакуя его вкус, вспоминает лето, в которое был собран виноград. Мое отношение к старым фотографиям точно такое же. Я даже отчасти ощущаю себя богатым, пересматривая время от времени папки со старыми снимками. Я ловлю эмоции и коллекционирую счастливые моменты жизни, а потом фотографии согревают душу, потому что понимаешь, что время было прожито не зря, а очередная глава моей жизни получилась захватывающей и интересной. Или, как минимум, доброй.
Мое увлечение фотографией началось в 2004-м году, когда я взял в руки цифровую мыльницу и сделал несколько кадров. Качество снимков было неважное, но я был в полном восторге от того, что нет никакой задержки между моментом съемки и моментом просмотра готовой фотографии (не надо проявлять, закреплять, печатать и т.п.). Ты видишь готовую фотографию на экранчике фотоаппарата, и в то же самое время ещё испытываешь эмоции, при которых она была сделана. Это создает гораздо более крепкую связь между изображением и эмоциями, чем было до появления цифровых фотоаппаратов. Как раз то, что мне было нужно!
К тому же, если снимок получился недостаточно удачным, можно тут же переснять. Экономится масса времени и сразу видна связь между действием и полученным результатом. Это открывает просто безграничные возможности для быстрого самосовершенствования!
Поначалу я просто фотографировал всё, что привлекало мое внимание, стараясь наиболее правдоподобно передать реальность. Но со временем я стал понимать, что фотоаппарат хорошо передает тонкие вещи, которые глаз, как правило, не замечает: лучи света, дымка, фактуру какой-либо поверхности, тени, световые пятна, отражения, рефлексы и так далее. Постепенно я стал осознавать их присутствие, использовать эти факторы и даже специально искать или по возможности создавать их.
Продолжая заниматься фотографией дальше, я всё чаще стал отмечать за собой, что просто фиксировать происходящее, не изобретая какие-то фишки, становится не интересно.
А фишек у фотографа может быть много. Можно, например, рисовать фонариком в темноте, или пользоваться тем же фонариком, но уже в технике "световая кисть". Или использовать медленную синхронизацию, сочетая, скажем, ярко освещенную фигуру у костра и звездное ночное небо на заднем фоне. Есть ещё различные светофильтры: звёздчатый, градиентный, просто серый различной плотности, поляризационный - здесь также кроется много интересных возможностей. И наконец, специально заниженная или завышенная экспозиция, необычный ракурс, управление глубиной резкости, внешние источники импульсного и постоянного света - всё это порождает богатейшее поле для экспериментов и занимательнейших фотографий даже без применения фотошопа. Фотошоп же - мощный инструмент в руках фотографа, серьёзно расширяющий его границы, и это тема для отдельного разговора.
Добавлю только, что это всё - средства, а на первом месте всё-таки идея снимка и эмоция.
Фотобанки - веская причина фотографировать. Я узнал об их существовании в феврале 2007 года . Фотобанки (микропейментовые стоки или просто стоки ) - это электронные базы данных, где находятся фотографии и иллюстрации для СМИ, рекламы и дизайна различной тематики. Любой человек, имеющий фотоаппарат, может продавать в интернете свои фотографии с помощью фотобанков и получать неплохие дополнительные деньги к своему основному доходу. В Новосибирске даже существуют люди, фактически сделавшие фотобанки своим основным источником дохода.
Но чтобы заработать в фотобанках деньги, необходимо чтобы:
1. Ваши фотографии были достаточно хорошего уровня, чтобы их туда взяли
2. Взятые фотобанками фотографии должны продаваться
Выполнить первое условие не так уж просто. Отказы по качеству бывают даже у опытных стокеров. Коммерческая фотография должна быть безупречного качества. Именно столкнувшись с фотобанками, я на практике познакомился с такими понятиями, как шумы и артефакты, муар и хроматические аберрации и узнал множество других вещей, которые теперь я учитываю при работе. Стоки оказались для меня хорошей школой.
Выполнить второе условие ещё сложнее. Ваши фотографии должны иметь коммерческий потенциал. Здесь нет готовых рецептов. Зато есть открытая конкуренция с фотографами самого различного уровня со всего мира. И это вынуждает идти на самые разные выдумки и самым положительным образом сказывается на уровне ваших работ.
Конечно, добиться выполнения этих двух условий нелегко, но разве легче каждый день трудиться где-либо в другой сфере? Возможности, которые предоставляют фотобанки любому упорному и трудолюбивому человеку, с моей точки зрения, уникальны.
Когда я просматриваю свои старые фотографии - а они у меня все отсортированы по дате - я вдруг замечаю среди них те, которые явно выделяются среди остальных. Они более удачные, в них прослеживается другой стиль, такое ощущение, что они попали сюда случайно из более позднего времени. Большинство из удачных кадров были сделаны "год вперед", немногие - "пару лет вперед". Факт существования этой эволюции развития дошел до меня не сразу, а только через 4 года после того, как я увлекся фотографией, то есть в 2008 году. Думаю, что именно тогда ко мне пришло ощущение занятия фотографией как некоего Пути.
Сейчас, когда цифровые фотоаппараты стали, как никогда, доступны, появляется всё большее количество фотографов. Существует даже такая шутка: "Хочешь выделиться из толпы? Не будь фотографом".
Думаю, что это хорошо и в конечном счете приведет к следующим важным вещам:
1. Каждый, кто покупает фотоаппарат, особенно зеркалку, волей-неволей приобщается к некой культуре изображения и он сам и окружающие его люди начинают разбираться что хорошо, а что не очень. Что легко достижимо в фотошопе, а что никак нельзя сделать, кроме как честно увидеть/создать/спровоцировать и потом сфотографировать. В итоге взыскательность и разборчивость публики растет и фотографы не расслабляются, почивая на лаврах. И сейчас гораздо труднее кого-то удивить, чем раньше.
2. Разборчивость публики приведет к тому, что среди множества людей с фотоаппаратами проявятся настоящие мастера своего дела, которых с полным основанием можно будет назвать Фотографами с большой буквы. Так что, похоже, что все мы находимся в преддверии того счастливого времени, когда на российском небосклоне взойдут небывало яркие фотографические звезды.
3. Чем больше спрос на фототехнику, тем она доступнее и дешевле, тем лучше сервис и т.п., что меня не может не радовать.